В работе педагога-психолога коррекционной школы важную роль занимает просвещение участников образовательного процесса – учащихся, педагогов и родителей. Это направление предполагает решение следующих задач:
- установление контакта с участниками образовательного процесса, презентация психолога как профессионала, хорошо разбирающегося в вопросах обучения и воспитания детей с легкой умственной отсталостью;
- формирование потребности в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
- популяризация психологических знаний среди учащихся, родителей и педагогов;
- повышение мотивации обращения к психологу школы за консультацией по поводу решения проблем личностного развития, самопознания, обучения и воспитания детей и подростков.
Психологическое просвещение в специальной (коррекционной) школе может проводиться педагогом-психологом в разных формах, основными из которых являются следующие:
- участие в работе методического объединения Службы сопровождения (выступления с тематическими докладами на заседаниях согласно плану работы на учебный год);
- выступления на родительских собраниях по запросам классных руководителей;
- выступления на педагогических советах школы, семинарах, совещаниях при директоре школы, проведение мастер-классов (по запросу);
- беседы с учащимися, проводимые по запросам классных руководителей, педагогов и родителей;
- участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк);
- консультирование педагогов, учащихся и их родителей (плановое и по индивидуальным запросам).
Самым важным при проведении всех вышеназванных мероприятий является практическая направленность психологических знаний на решение вопросов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Остановимся на некоторых формах психологического просвещения подробнее:
- тематика бесед с учащимися вытекает из содержания работы по конкретному запросу и полученных предварительных выводов. Беседы можно проводить как с конкретными школьниками, так и с группой (классом). Главное требование к любой беседе - соблюдение этико-педагогического такта;
- в педагогической среде, как правило, пользуются спросом темы выступлений, напрямую связанные с вопросами школьной жизни и взаимодействий в системе "учитель-ученик". Последнее время актуальными стали вопросы психологического обоснования образовательных инноваций;
- главным условием эффективного функционирования ПМПк является способность каждого из членов консилиума к комплексному рассмотрению и решению конкретного вопроса (например, о переводе учащегося на обучение по индивидуальным программам в классе или о переводе учащегося на индивидуальное обучение на дому).
Задача психолога в педагогическом консилиуме - помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ребенка, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, эмоционального настроя, а главное - обеспечить подход к ребенку с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним (даже если эта работа будет связана со значительными трудностями, с необходимостью специальных усилий воспитателей и преподавателей). Консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей детей, позволяет объективно их понять и построить совместную программу действий, направленную на развитие определенных качеств или на устранение выявленных проблем и недостатков
В работе педагога-психолога полезно использовать наглядные методы просвещения участников образовательного процесса: тематические буклеты, плакаты и памятки. Буклеты и плакаты традиционно используются в образовательных учреждениях разного типа для оперативного информирования читателей, а также способствуют оформлению интерьера кабинета психологии. Отдельные вопросы и темы, наиболее проработанные педагогом-психологом, можно оформлять в виде памяток для учащихся, их родителей и педагогов.
Трудности в работе педагога-психолога связаны с тем, что не всегда доступна методическая литература. Также встречается отсутствие заинтересованности и участия родителей (законных представителей) в судьбе своих детей (в основном это неблагополучные семьи). Не всегда родители выполняют данные им рекомендации.
В заключение отметим, что психологическое просвещение помогает участникам образовательного процесса активно использовать психологические знания в своей учебной, воспитательной и образовательной, и профессиональной деятельности.
|