Ваш семейный консультант Александра Журавлева

Меню сайта
Главная » Статьи » Мои статьи

Определение успешности социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в помощь педагогу)

Одной из основных задач специальных (коррекционных) общеобразовательных школ  является социальная адаптация обучающихся. Успешность подготовки к самостоятельной жизни зависит не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и профессионально-трудовых навыков и умений, но и от уровня сформированности навыков общения, умения налаживать отношения с окружающими, а также от личностных особенностей детей, влияющих на их поведение в обществе.

Что же мы понимаем под социальной адаптацией? Согласно определению, данному Н.Я. Ивановым и А.Е. Личко, это интегрированный показатель состояния человека, отражающий его способность выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное отражение окружающей действительности и функционирование собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучение и др.[2] Успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями человека и требованиями окружающего его социума.

Под социально дезадаптированным поведением понимается недостаточноая приспособленность индивида к нормам и правилам поведения в обществе, вызванная отклонениями в развитии личности в ходе онтогенеза и социализации.

Как отмечает Е.В. Змановская, социальная дезадаптация может проявляться как в индивидуальных особенностях того или иного человека, так и во взаимодействии этого человека с другими людьми. В качестве индивидуальных проявлений дезадаптации могут рассматриваться непринятие общественных норм и правил поведения, эгоцентризм, неумение контролировать свои эмоции, хронический эмоциональный дискомфорт и др.  К социальным проявлениям дезадаптации относят сниженную обучаемость, неспособность зарабатывать своим трудом, выраженную неуспешность в решении жизненных проблем, конфликты с законом и др

          Особенно трудно приспособиться к нормам поведения в обществе обучающимся с особыми образовательными потребностями, т.к. в силу своих психофизиологических особенностей и привычек они  часто не справляются с требованиями, которые предъявляются в школе. Можно перечислить основные причины, ведущие к социальной дезадаптации таких детей и подростков: социально-педагогическая запущенность ребенка, длительная и массивная психическая депривация, ослабленный иммунитет, нарушение формирования отдельных психических функций и навыков обучения в школе, а также различные эмоциональные расстройства.  Например, для подростков с интеллектуальной недостаточностью характерны готовность к риску, ориентация на нормы подростковой группы, непредсказуемость поведения и преобладание отрицательных эмоций в общем фоне настроения.

В процессе обучения и воспитания обучающихся специальных школ трудноразрешимыми проблемами являются: отсутствие навыков межличностного общения в обществе и несформированность потребности в таком общении; завышенная или заниженная самооценка; негативное восприятие других людей; чрезмерный эгоцентризм и склонность к социальному иждивенчеству.

Т.к. процесс социальной адаптации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью затрагивает широкий круг проблем, то в работе педагогов школы  педагог-психолог принимает самое непосредственное участие. Он координирует их действия таким образом, чтобы в учебно-воспитательном процессе прежде всего учитывались индивидуальные особенности детей. Психологическое сопровождение работы педагогов школы включает в себя:

*участие в работе школьного ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума);

*участие в работе Службы сопровождения школы;

*участие в разработке индивидуальных программ развития и обучения детей;

*выступления на педагогических советах школы по вопросам помощи обучающимся в адаптации к условиям школы;

*индивидуальное консультирование педагогов, классных руководителей и воспитателей  групп продленного дня (ГПД) по вопросам взаимоотношений с обучающимися;

*разработка рекомендаций для смежных специалистов, работающих с детьми, педагогов и родителей по результатам диагностики успешности социальной адаптации обучающихся.

Педагогам-психологам, классным руководителям, воспитателям ГПД, а также смежным специалистам могут пригодиться следующие методики:

* Методика «Определение привлекательности для школьника группы одноклассников».С помощью данной методики можно оценить степень привлекательности классного коллектива для конкретного обучающегося, а также выявить возможные источники напряженных взаимоотношений детей друг с другом.

* Методика Д.Векслера (субтест 2). С помощью данной методики можно выявить степень осведомленности обучающихся по вопросам решения бытовых проблем и степень усвоенности норм социального взаимодействия.

* Методика «Социометрическое исследование» Д. Морено. Данная ме- тодика позволяет определить социометрический статус обучающегося в классе, его потребность в общении и взаимные симпатии (антипатии) в классе.

* Тест школьной тревожности Филлипса.]Данная методика позволяет изучить уровень и характер тревожности обучающихся, связанной со школой.

Подводя итог всему сказанному, хочется отметить, что в сфере деятельности педагога - психолога  невозможно получить быстрый результат, т.к. динамика развития детей разворачивается медленно и происходящие изменения в поведении обучающихся видны не сразу. Поэтому необходим совместный упорный целенаправленный труд  педагогов и психолога школы по обеспечению максимально возможной приспособленности обучающихся к жизни в обществе с учетом их индивидуальных особенностей.

 

[При полном или частичном копировании статьи ссылка на источник обязательна]

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Александра (23.01.2013)
Просмотров: 7468 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Лунный календарь

Александа Петровна Журавлева ©
Сайт создан в системе uCoz