Ваш семейный консультант Александра Журавлева

Меню сайта
Главная » Статьи » Мои статьи

Организация психологического дистанционного консультирования в образовательном учреждении и на сервисе онлайн-консультаций экспертов Liveexpert.ru

В настоящее время профессия психолога широко известна в России и странах СНГ, к этим специалистам обращаются за помощью не только взрослые, но и дети. Интернет позволяет получить квалифицированную помощь, не выходя из дома, возможность задать вопрос психологу есть даже у тех, кто в силу различных обстоятельств не может встретиться с ним лично. Я практикую в online-консультировании уже 6 лет и хочу поделиться опытом в данной статье.

Образовательное учреждение, в котором я работаю педагогом-психологом, предоставляет образовательные услуги учащимся с ограниченными возможностями здоровья. С 1 октября 2013 года в системе образования Псковской области действует интернет консультирование в режиме online. Такой вид работы дает возможность всем педагогам и родителям, чьи дети обучаются в образовательных учреждениях Псковской области, получить квалифицированную помощь лучших специалистов, осуществляющих свою деятельность в сфере психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей и подростков. Нормативно-правовой базой для осуществления данной деятельности являются следующие документы:

  • Письмо «Об оказании психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации, посредством организации консультирования участников образовательного процесса в режиме online» от 09.10.2013 № 06-14-2519;
  • Приказ «Об оказании психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации, посредством организации консультирования участников образовательного процесса в режиме online»;
  • ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • ФЗ «О защите персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152 – ФЗ.

Я как специалист провожу интернет-консультации по вопросам психологического сопровождения детей с ОВЗ. Предварительная запись на консультации ведется через сайт Государственного управления образования Псковской области (далее – ГУО ПО) в меню «Online консультирование» (http://edu.pskov.ru/line-konsultirovanie).

Online-консультирование проводится c помощью программы Skype. Это позволяет психологу-консультанту и обратившемуся к нему человеку видеть друг друга, что создает «эффект присутствия», а также задать друг другу уточняющие вопросы по непонятным пунктам в процессе непосредственного общения.

Преимуществами online-консультирования являются:

  • экономия времени и финансовых средств;
  • удобство получения помощи;
  • широкие возможности для выбора специалиста.

Кто может обратиться за online-консультацией? Это:

  • педагоги и родители, нуждающиеся в помощи психолога-консультанта, но по каким-либо причинам ограниченные во времени или финансовых средствах;
  • люди с ограниченными возможностями здоровья, пожилые люди, которым физически сложно добраться до места очного приема психолога;
  • жители небольших населенных пунктов, где сложно найти психолога, специализирующегося на интересующей проблеме, или просто те, кто не знает, куда и к кому обратиться за необходимой информацией;
  • родители, занятые дома маленькими детьми;
  • педагоги и родители, решающие для себя вопрос о необходимости очной консультации (online-консультация является предварительной перед очной консультацией).

На сайте ГУО ПО указан электронный адрес, логин skype школы и расписание skype-консультаций. Лицо, желающее получить мою психологическую помощь бесплатно (далее –заявитель), может отправить на указанный e-mail заявку, в которой заполнены столбцы 1 и 2 (таблицу 1).

Таблица 1
Заявка на получение online-консультации

Вопрос

ФИО заявителя, логин skype

Кто проводит консультацию

Время консультирования (дата, час, мин)

Дата и время сообщено заявителю

Краткое содержание данных рекоменда ций

1

2

3

4

5

6

Заполняет заявитель

Заполняет ответственный специалист школы

Заполняет психолог-консультант

Специалист, ответственный за организацию online консультирования (в нашем ОУ это делопроизводитель), заполняет 3-5 столбцы заявки и направляет в течение трех дней с
момента поступления заявки заполненную заявку на электронный адрес заявителя.

В указанное в заявке время консультирования (столбец 5 заявки) психолог выходит на связь с заявителем, используя его логин skype. По окончании консультирования решается вопрос о необходимости продолжения консультаций. По итогам проведенной консультации психолог заполняет столбец 6 заявки. 

В случае принятия решения о проведении повторной консультации совместно с заявителем определяется время проведения повторного консультирования, при этом краткое
содержание данных в ходе повторного консультирования рекомендаций записывается в первоначальной заявке новой строкой.

Ежеквартально, до 15 числа месяца следующего за отчетным, делопроизводитель школы направляет в ГУО ПО отчет о проведенных консультациях (см. таблицу 2).

Таблица 2
Отчет о проведенных online консультациях

Количество консультаций Основные темы консультирования Кто проводил консультацию (должность, специалист)

Кто заявитель (количественные данные):

Педагоги –

Родители-

Администрация ОУ –

и т.п.
       

 

За период с октября 2013 г. по январь 2014 г. за психологической интернет-помощью в нашу школу обратились 2 педагога и 2 родителя, что говорит о малой известности данного вида консультирования среди населения. Возможное негативное влияние оказывает необходимость указывать свои контактные данные в заявке, что не способствует анонимности обращений.

Помимо работы в системе образования я занимаюсь частной практикой. С 2011 года я зарегистрирована на сервисе online-консультаций LiveExpert.ru в качестве эксперта-психолога. На данном сайте представлены различные категории консультирования: психология, юриспруденция, медицина, красота и здоровье и др.

В разделе «Психология» можно задавать вопросы и получать консультации экспертов по следующим рубрикам: любовные отношения, семейные отношения, дети и подростки, самопознание и развитие, профессия и карьера, депрессия и апатия, страхи и фобии, стрессы и травмы, зависимости, психогенетика, Life-коучинг.

Данный сайт ориентирован на русскоязычную аудиторию. Общение экспертов и клиентов может происходить несколькими способами:

  • В приватном чате: текстовом, голосовом или видео. Для общения в аудио/видеочате никакое дополнительное программное обеспечение не требуется. Микрофон или веб-камера нужны, только если пользователь сайта хочет общаться голосом или видео соответственно.
  • По внутренней почте через сайт. Помимо текста в письме можно отправлять изображения.

В любой момент в процессе общения эксперт может заблокировать бесплатную консультацию и в этом случае клиент не сможет отправить сообщение до тех пор, пока не
оплатит. После оплаты блокировка снимается. Консультацию можно снова блокировать не раньше чем, через сутки. Если собеседник ведет себя некорректно, пользователь может отправить его в черный список.

  • Вопрос — ответ (раздел «Вопросы»). Пользователи задают вопросы (платные и бесплатные) в соответствующем разделе, когда они не могут найти  подходящего эксперта, или у них нет на это времени. Грамотно и быстро ответив на вопрос пользователя, эксперт может найти нового клиента.

Эксперты, работающие на сайте, доступны для любого желающего независимо от пола, религиозных убеждений и национальности. На LiveExpert.ru запрещена регистрация лиц, не достигших 18 лет и экспертам запрещено оказывать помощь несовершеннолетним пользователям через сайт.

Можно отметить отсутствие «первичной проработки» проблемы, часто отсутствует сформулированный запрос или даже вопрос к эксперту. Это может быть связано с
импульсивностью и высокой эмоциональной нагрузкой обращений, ведь помощь такие пользователи хотят получить прямо «здесь и сейчас». Когда ответа на обращение не следует в ближайшие 5-10 минут, часто вопрошающие пишут обиженные посты или молча, покидают сайт. Очень часто негодование вызывает просьба эксперта оплатить консультационные услуги, ввиду чего можно встретить негативные отзывы в его профиле.

Проработав несколько лет на данном сайте, я могу выделить несколько категорий пользователей, не настроенных на конструктивный диалог с психологом (так называемые «использующие пользователи»). Их можно назвать клиентами в том случае, если была договоренность на получение консультации и произведена ее оплата.
1. Агрессивные пользователи стремятся досадить эксперту и спровоцировать его на ответную агрессию. Если у пользователя обнаруживаются интенсивные деструктивные тенденции, то шансы обсудить его проблемы, скрывающиеся за их фасадом, невелики;
2. Манипулятивные пользователи в начале беседы скрывают садистические или деструктивные цели за благовидным фасадом. Они предпочитают говорить только на темы,которые считают приемлемыми, и легко озлобляются, если психолог проявляет иные намерения;
3. Сексуально озабоченные пользователи используют психолога как объект разрядки, часто используя аудио/видео-чат в своих целях. Наблюдаются также и текстовые сообщения непристойного характера. Попытки перейти к обсуждению чувств наталкиваются на противодействие, собеседник вновь возвращается к фактам или деталям. Он длительно колеблется или явно противодействует разрешению предложенной проблемы и по ходу беседы сопротивление становится все более очевидным;
4. Так называемые тролли и спамеры, которые рассылают одинаковые текстовые сообщения нескольким психологам сразу, в т.ч. рекламу и бессмысленные сообщения.
Всех этих людей объединяет изначальная установка на то, что им обязаны помочь. Они перекладывают ответственность на психолога, не готовы к сотрудничеству, стремятся использовать эксперта в своих целях.

Психолог, работающий через интернет, следует тем же профессиональным и этическим стандартам, как при очном консультировании. Специалист сможет оказать помощь человеку, только если он хочет изменить ситуацию, делится правдивой информацией, которая необходима для выявления истинных проблем и дальнейшего их решения

Категория: Мои статьи | Добавил: Александра (22.02.2017)
Просмотров: 882 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Лунный календарь

Александа Петровна Журавлева ©
Сайт создан в системе uCoz